MDN

В Воронеже завершился 3-ий «Вербатимфест»

Порядка 1000 человек посетили третий «Вербатимфест», который проходил при поддержке Центра Галереи Чижова. Они не только познакомились с актуальными постановками, созвучными сегодняшнему дню, но и побывали на лекциях, мастер-классах и творческих лабораториях. Часть аудитории стала участником проекта Black box – своеобразной арт-терапии для подростков и их родителей. Курировал эксперимент номинант премии «Золотая маска» Виталий Федоров.

Самая безумная встреча выпускников

Светомузыка, танцы и хиты 90-х. Первая любовь, друзья и тусы. Стрелки за школой, фильм «Брат» и Чечня. Все это спектакль «Квадрат» режиссера Дмитрия Крестьянкина, который он создал на основе воспоминаний – своих и своих одноклассников. Имена-прозвища, названия улиц и описываемые события реальны.

«Это биографичная история про взросление, которую мы играем вместе с «Плохим театром». Я родом из Тулы, – говорит автор. – В Питере, зная формат, приходят тусить. 200 человек из 300, присутствующих в зале, танцуют. В Москве публика более строгая, в вечерних платьях. В Туле танцевали, будь здоров! На спектакль пришла вся моя школа. Это была самая безумная встреча выпускников из всех, которые можно себе представить».

В Воронеже на первом показе «Квадрата» в дискотеке участвовали единицы. Но спектакль так впечатлил зрителей, что некоторые из них решили посмотреть его еще раз. Кстати, среди публики была дочь одного из парней, о которых шла речь в постановке. То, что ее папа попал в историю (во всех смыслах этого слова), для девушки стало сюрпризом.

Наивно? Очень

В рамках фестиваля воронежцы познакомились с еще одной работой Дмитрия «Деревня и Я», а также увидели его в качестве актера в спектакле «Интернат» проекта «Наивно? Очень».

«Это важный текст про психоневрологический интернат, довольно суровый, безжалостный, – поясняет он. – Мы работаем с документальным театром, поэтому тут все достаточно жестко. Не чернуха, а острые проблемы сегодняшнего дна. Не эзопов язык, а прямой текст. Порой хорошо пойти в театр и услышать то, о чем ты стараешься не думать. Когда проблема обозначена и много людей про нее знают, можно как будто бы что-то изменить. А если делать вид, что ее нет, получится иллюзия, в которой мы все существуем».

Основная аудитория «Вербатимфеста» – подростки. И им, по мнению Крестьянкина, необходимо знать про эту историю.

«Мне кажется, там есть очень важная мысль: многие люди не попадают в ПНИ, если у них есть родственники. Если у тебя есть тот, кто тебя не бросит, все будет нормально, не пропадешь», – резюмирует режиссер.

На краю пропасти

Спектакль «Интернат» был благотворительным. Все средства от продажи билетов пошли на помощь проекту «Наивно? Очень», учредителем которого является актриса Нелли Уварова.

«Наш костяк – это взрослые люди с ментальными особенностями. 12 лет назад мы открыли мастерскую, где они рисуют, и начали выпускать кружки, шоперы, одежду с их принтами. Ребята стали зарабатывать своим творчеством. В этом году запустили пряники. Также у нас есть несколько спектаклей, – рассказывает артистка театра РАМТ, активно снимающаяся в кино. – У меня часто спрашивают, где вы черпаете силы? На островке «Наивно? Очень» они особо не требуются. Силы нужны, когда мы подходим к пропасти, которую нам вырыли обстоятельства и от которых никто не спасет. Вот с этим надо справляться. Ежедневно. И это действительно энергозатратно».

Театр – это не только культура, но и помощь

«Меня потряс этот спектакль, – не скрывает руководитель «Вербатимфеста» Мария Конотоп. – Мы включили «Интернат» в программу, когда она уже была сверстана. Потому что театр должен нести не только культурную функцию, духовно обогащая нас, но и помогать».

Сам форум также не обходится без помощников.

«По традиции «Вербатимфест» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Центра Галереи Чижова. Нас связывают годы дружбы. При содействии Центра Новый театр реализует значимые проекты, направленные на подростковую аудиторию, создает яркие, интересные постановки, проводит фестивали. Классно, что в самом центре Воронежа есть место, которое притягивают молодежь, – подчеркивает Мария. – В этом году программа форума была значительно больше и насыщеннее, чем раньше. Вместо 6-7 дней он шел 11. И в каждый из них были спектакли, творческие встречи, лекции, лаборатории и мастер-классы. Мы задействовали разные локации – Новый театр, центр креативных индустрий «Матрешка», Дом молодежи, пространство TLKN. Помимо офлайн-формата, делали трансляции в соцсетях, охватывая еще больше людей. Цены на спектакли были невысокие, чтобы подростки могли позволить себе поход в театр. После каждого показа проходили открытые обсуждения, модератором которых был критик Павел Руднев. Думаю, все получилось».

Views: 253