MDN

Путешествие сквозь века

Как назывался воронежский дворец? Что такое курдонер? Куда исчез сад губернатора Потапова? В какой цвет были покрашены стены музея имени Крамского? Ответы на эти и другие вопросы можно найти на выставке, экспонирующейся в Центре Галереи Чижова до 13 сентября.

Резиденция губернатора

Экспозиция «Воронежский дворец. История и архитектура» впервые представляет здание как самостоятельный предмет исследования. Мало кто знает, что дом, где сейчас базируется Областной художественный музей, возвели в 1777-1779 годах по проекту Николая Иевского для генерал-поручика Ивана Потапова. За более чем два века постройка в стиле барокко, напоминающая дворцы Санкт-Петербурга, трансформировалась и внешне, и внутреннее. Сменялись эпохи и люди, из частных рук она переходил военному ведомству, становилась госпиталем и музеем, но неизменно оставалась одной из главных достопримечательностей столицы Черноземья, притягивая восторженные взгляды жителей и гостей города.

Первый во всех отношениях

В конце XVIII века резиденция губернатора Потапова была не просто самым красивым, но и самым первым каменным зданием на Большой Дворянской (ныне проспект Революции).

Первый этаж вмещал все вспомогательные помещения. Второй был представительским, здесь располагались парадные залы и комнаты. На третьем находились спальни членов семьи и гостей.

Перед главным фасадом устроили курдонер – парадный двор с флигелями и хозяйственными постройками. За домом находился сад с каменной беседкой, который можно назвать первым благоустроенным парком Воронежа.

В XIX веке здание перешло к военному министерству и получило новое имя – «Екатерининский дворец». Его неоднократно посещал Константин Рылеев, служивший в 11-й конно-артиллерийской батарее, которая была расквартирована в Воронежской губернии. В доме располагались интендантские склады.

В 1901-м – «высочайше повелено» передать здание в ведомство императрицы Марии для устройства Ольгинского института (его так и не создали).

В 1905-м постройка перешла к городу и была отдана под казармы кавалерийских полков.

Каждый охотник желает знать…

Мы привыкли видеть дворец изумрудного цвета. На самом деле за 250 лет существования его много раз перекрашивали. Вот, что писал по этому поводу архитектор Вячеслав Гайн, занимавшийся реставрацией здания в начале ХХ века: «Под толстым слоем красок на фасадах усмотрены нами фиолетовые пятна в некоторых местах. Нельзя ли допустить, что первоначальная окраска была фиолетовой или даже синей, каковые цвета в своих ярких тонах не противоречат эпохе барокко. В настоящее время все здание сверх штукатурки покрашено в светлый серо-голубой цвет при белых колоннах».

Центр культуры и знаний

«Разобраться в дворцовых тайнах помогут архивные фотографии и акварельные рисунки, выстроенные в хронологической последовательности, – уверена заведующая сектором рекламы Областного художественного музея имени Крамского Анна Палий. – В год 90-летия музея наша стендовая выставка «путешествует» по знаковым местам города. И, естественно, мы не могли обойти стороной Центр Галереи Чижова – нашего надежного, проверенного временем партнера. Сотни горожан могут прийти сюда, соприкоснуться с искусством, узнать что-то новое и очень интересное».

На протяжении многих лет Центр Галереи Чижова поддерживает значимые проекты не только музея имени Крамского, но и других учреждений культуры нашего региона. На своих площадках он размещает выставки творческих объединений и талантливых горожан, проводит мероприятия Платоновского фестиваля, перформансы театра оперы и балета, концерты оркестров и самодеятельных коллективов, кинопоказы, ярмарки декоративно-прикладного искусства. Посетив Центр, жители и гости города могут провести свой досуг качественно, разнообразно и с пользой.

Views: 227