От музыки до психологии. Завершилась "Воронежская камерата"
В столице Черноземья завершился шестой фестиваль «Воронежская камерата», подаривший слушателям незабываемые впечатления, новые знакомства и массу удивительных открытий.
«Каждый день был уникальным и затрагивал новые грани музыки. Невероятные эмоции дарили нам исполнители – солисты и коллективы. Каждый раз зал наполнялся оглушительными овациями. Это значит, что друзей, почитателей фестиваля становится все больше, и наш уровень высок, – подчеркивает художественный руководитель филармонии и «Воронежской камераты» Ирина Авралева. – Музыкальный форум – это праздник, к которому причастны очень многие. По традиции нас поддерживал наш давний друг – Центр Галереи Чижова, с помощью которого на протяжении многих лет мы проводим яркие, интересные концерты, фестивали и образовательные акции».
Шестая «Камерата» была посвящена композитору, пианисту и дирижеру Сергею Рахманинову, 150-летие которого празднуется в этом году. Многие участники форума включили в свои программы его сочинения. Например, известный пианист Николай Луганский исполнил Вариации на тему Шопена, Восемь этюдов-картин и Сонату №1.
«В юбилейный год я планировал сыграть 4 большие программы, в которые вошли бы все сольные фортепианные произведения Рахманинова. Эту идею не приняли, – поделился с нами Николай Львович. – 3 города согласились на 3 программы – Москва, Париж и Лондон. В Париже я уже сыграл все. В Москве и Лондоне осталась программа №1. Сегодня ее услышал Воронеж».
По словам музыканта, играть Рахманинова – большое удовольствие, потому что он, будучи выдающимся пианистом, знал этот инструмент как никто другой.
«Для него знаменный распев, древняя православная музыка имела большое значение. Не в том смысле, что он цитировал, брал эти мелодии, а в том, что они стали его языком, – считает Луганский. – Цитировали многие – Чайковский, Римский-Корсаков, но языком это стало лишь для Рахманинова. С годами связь с глубинной православной русской культурой становилась все сильнее. Но он, конечно, этим не исчерпывается».
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и гобоист Эмиль Мирославский покорили публику профессионализмом, потрясающим звучанием и эмоциональной отдачей.
«Лет 30-40 назад гобой в нашей стране был экзотикой. Сейчас, как сольный инструмент, он появляется намного чаще, – рассказывает Эмиль. – Камерное музицирование предполагает тесную связку между всеми, кто находится на сцене. В большом симфоническом оркестре расстояния совсем другие, люди могут даже не слышать друг друга, многое завязано на дирижере. Мы же как в узком семейном кругу, и это позволяет делать волшебные, филигранные вещи».
Более 40 лет оркестр возглавляет его основатель и бессменный художественный руководитель Владимир Спиваков.
«У «Виртуозов Москвы» уникальная история, они объездили всю страну и весь мир, – комментирует музыкант. – Я в коллективе всего третий год, и это огромный опыт. Владимир Теодорович всегда говорит, что мы играем для публики, причем не важно в каком ты зале – большом или маленьком, в каком городе – столичном или провинциальном. Мы несем искусство людям и стараемся выдавать тот максимум, который можем».
110 лет назад осенью в Воронеже гостил Сергей Рахманинов. По задумке организаторов, «Камерата» проходила в дни его пребывания в нашем городе. Более подробно об этом визите, жизни и творчестве великого музыканта, можно узнать из выставки, которая экспонируется в филармонии.
Там представлены фотографии, рукописи, выдержки из газет и другие архивные ценности, которые демонстрируют неординарность личности композитора. Ознакомиться с выставкой Российского национального музея музыки «Рахманинов: известный и неизвестный» можно до 9 декабря.
Единственный концерт в столице Черноземья Сергей Васильевич дал 13 ноября. В этот день перед гостями фестиваля выступила солистка Мариинского театра Ольга Маслова.
«Скучаю по воронежской публике, – призналась выпускница института искусств. – Воронеж – мой родной город. Здесь я выросла, многому научилась. Здесь моя семья, друзья, много близких людей. Часть из них сегодня была в зале».
Ольга увлекается психологией, считая, что хороший артист должен уметь разбираться в людях, эмоциях и самом себе.
«Такая работа крайне полезна, – уверена Ольга. – Профессионализм заключается не только в том, как ты поешь, насколько начитан, как развит интеллект, душа, эмоции, но и в том, как ты общаешься с людьми. Я шла к этой мысли много лет. Была достаточно замкнутым человеком, открывалась только близким. А потом стала учиться коммуникабельности, самопрезентации и умению располагать к себе. Без этого добиться каких-то высот сложно. Ты всю жизнь кладешь на свою профессию, должен быть абсолютным ее фанатом, отдавать себя полностью. Но какие-то увлечения, не связанные с музыкой и пением, все-таки должны быть, они обогащают тебя как человека».
По традиции фестиваль прошел при поддержке Центра Галереи Чижова, который на постоянной основе сотрудничает с филармонией и другими учреждениями культуры региона.
Центр Галереи Чижова – центр поддержки культурных инициатив!
Автор фото: Наталья Коньшина