Идя по следу
Перед Пасхой из церкви в Верхнем Мамоне украли деньги. На место преступления выехал кинолог со служебно-розыскной собакой. Отработав порядка 800 метров, она привела полицейских к дому вора. А несколько недель назад на железной дороге был поджог электростанции. Специалист с четвероногим питомцем шли по следу 1,5 километра, после чего оперативники задержали злоумышленника. Таких случаев очень много. Каждый год сотрудники Центра кинологической службы ГУ МВД по Воронежской области раскрывают от 500 до 800 преступлений, а также участвуют в расследовании порядка 2000 правонарушений.
«На балансе Центра стоят 164 собаки. В основном, это немецкие, восточно-европейские и бельгийские овчарки. Есть также ротвейлеры, лабрадор и доберман, – рассказывает заместитель начальника ЦКС Артем Цыцылин. – Непосредственно в Центре находятся 65 собак и 10 щенков. Полицейские-кинологи входят в состав разных подразделений. Они есть в ППС, изоляторе временно содержания. В каждом районе области – как минимум два специалиста, которые выезжают на крупные, резонансные преступления».
Воронежские кинологи работают по нескольким направлениям – розыск людей, совершивших правонарушения, поиск взрывчатки, оружия и наркотических веществ.
«Если местность не заслежена, собака возьмет след даже через 4 часа, – объясняет Артем Вадимович. – Но бывает, из машины украли регистратор, и по парковке прошли сотни людей. Кинолог обследует территорию, находит платок, перчатку или камень, которым предположительно разбили стекло, и уже от него начинает работать. Не все зависит от собаки. 80% успеха – труд человека. Не может быть такого, что произошло преступление, ты привел собаку, сказал: «Ищи!» и все, дело раскрыто. Если только в кино».
Современные сериалы про ищеек кинологи не смотрят, говорят, некогда. А самым достоверным считают советский фильм 1964 года «Ко мне, Мухтар!»
Отучится на кинолога можно в Ростовской школе, ее филиале в Подмосковье – в городе Егорьевск и Уфе.
«Самая первая причина, по которой приходят в ЦКС – любовь к собакам, – подчеркивает Артем Цыцылин. – Работа кинолога очень специфична. Он должен узнать, что произошло, понять, с какой точки начинать, найти подход к любой служебной собаке, независимо от ее характера. Бывают злые животные, бывают добрые – это природа, гены. От папы можно унаследовать агрессию, от мамы – экстерьер. Или наоборот».
Если собака обнаружит преступника, она сумеет его задержать.
«Овчарки более выносливые. Не так давно была кража автомобиля. Сотрудники Госавтоинспекции перекрыли проезд, преступник выскочил из машины и скрылся в лесополосе. Применили собаку. Она прошла 2,5 километра до того места, где прятался беглец. Лабрадор или ротвейлер вряд ли выдержали бы такой марафон. Они устают быстрее, – приводит пример Артем Вадимович. – Сейчас приоритет отдают бельгийским овчаркам, худым и короткошерстным».
На днях сотрудники ЦКС отметили профессиональный праздник. Службе кинологов исполнилось 115 лет.
«Это особое подразделение в системе органов внутренних дел, – считает начальник Главного управления МВД России по Воронежской области Михаил Бородин. – Кинологи несут службу не только в нашем регионе, но и в горячих точках. Сейчас – в зоне специальной военной операции. С честью и достоинством выполняют свой долг».
Так, Галина Стутко прошла Чечню и Дагестан. Недавно вернулась из Херсона. Начинала в погранвойсках.
«Мне было 19, – вспоминает она. – Работать было негде, поэтому пошла служить. Со временем втянулась, и теперь не представляю свою жизнь без собак. Когда щенку 21 день, он проходит первое тестирование. Мы смотрим на шумовые и световые реакции, поведение в различных обстоятельствах. Работают собаки в среднем 8-10 лет. Каждый год – «переаттестация». «Пенсионеров» кинологи, как правило, забирают к себе домой».
Почетными гостями праздника стали ветераны подразделения. Их заслуги отметил Сергей Чижов.
«9 лет назад мы решили создать ветеранскую организацию и с тех пор делаем хорошие, нужные дела – занимаемся наставничеством, помогаем в организации и проведении занятий с молодежью, встречаемся со школьниками, кадетами и военными, проводим уроки мужества, показываем, как работают собаки, – комментирует председатель Совета ветеранов ЦКС Сергей Рубинштейн. – Все это время рядом с нами находится Сергей Чижов, который очень чутко относится к тем, кто вышел на пенсию, взаимодействует с нами и помогает. У нас сложился тандем – Сергей Викторович и ветераны кинологической службы. Приятно, что нас не забывают и ценят наши заслуги».
На протяжении многих лет Сергей Чижов поддерживает воронежскую полицию. Возглавляя комитет Госдумы по закрытым расходам на правоохранительную деятельность, национальную оборону и безопасность, он знает и о достижениях ведомства, и о вопросах, требующих незамедлительного решения. Так, на финансирование этой сферы в 2024 году предусмотрено 3,4 триллиона рублей.
Самый опытный и знаменитый специалист ЦКС – Юрий Соболев. Он проработал в питомнике 25 лет и, по словам коллег, был лучшим кинологом Советского Союза.
«Всю жизнь я с собаками, – признается ветеран. – В детстве увидел соседа с кавказской овчаркой – и все. Влюбился навсегда. Мне было 7 лет».
В 1978 году он переплыл Дон, чтобы задержать вооруженного преступника. Из колонии сбежали четверо. Трое, сидевшие за бандитизм, запрыгнули на товарняк и поехали на малую Родину – в Россошь. А Дорошенко, убивший жену и тещу, отправился в Семилукский район мстить свидетельнице, которая его опознала. По пути попытался изнасиловать женщину.
«Она обратилась к ребятам, стоявшим на посту при въезде в Семилуки. Прапорщик его задержал. Сотовых не было, пока он решал вопрос, как сообщить об этом в Воронеж, Дорошенко выхватил нож и ударил солдата, охранявшего его, в спину, убил. Водителю попал в печень. Схватил автомат и сбежал. Остановил машину, выкинул шофера и поехал в сторону Губаревки, – вспоминает обстоятельства дела Юрий Федотович. – Вначале мы обнаружили автомобиль. В лесу. Дверь открыта никого нет. След свежий, пускаю Рома… Выбегаем к полю, вижу – милицейская машина. Ребята говорят: задержали. Сел к ним, поехали к Дону, услышали стрельбу. Смотрю, стоят 7 человек, а Дорошенко нет. Прыгнул в Дон и уплыл. 5 автоматов, 2 пистолета, все стреляли, никто не попал».
Река в то время была широкой, течение сильным. «Кто со мной?» – спросил Соболев. В ответ тишина – ноябрь месяц. Младший сержант скинул одежду, отдал пистолет и пустился в погоню.
«Кобель со мной. Обвязался поводком. Скомандовал: «Вперед!» Взял за хвост и поплыли, – рассказывает Юрий Федотович. – Вышли на косу. Луна, светло, смотрю – сидит. Я иду тихо, а из-под лап Рома сыпется песок… Услышал, хотел уплыть. Я бегом за ним. Он остановился, здоровый – метр 88. Стоит в воде. Думаю, пущу кобеля, а он его зарежет. Снимаю поводок. Приказываю Рому: «Лежать!», а сам иду к Дорошенко. Начали кружится. Я поводок свернул, хлестаю. Слышу «Бульк!», нож выпал. Наклоняется. Накидывают поводок ему на шею, затягиваю. Я роста небольшого, но силенка была. Придушил и выволок на берег. Подбежал Ром. Если бы он попытался сбежать, он бы его загрыз. Потом 40 минут ждали машину. Я мокрый, на ветру, снежок начал сыпать... За задержание дали премию – 100 рублей».
За четверть века Соболев раскрыл более 1000 преступлений – убийств, грабежей, изнасилований. Помогали ему овчарки Лада, Туман, Ром, Град и Дина. «Для работы лучше всего подходит помесь немецкой и восточно-европейской», – уверен кинолог, в 1994 году ушедший на заслуженный отдых.